Как сделать юрту из войлока своими руками

Как сделать юрту из войлока своими руками

Центральная Азия – сердце евроазиатского материка. Исторические судьбы народов, населяющих это пространство, тесно переплетены между собой, ибо это ветви одного дерева.

«Никто не приходит «ниоткуда», и не исчезает в «никуда». Мы есть, и мы были всегда. Ибо мы знаем свою родословную в семи коленах, знаем свою историю в 27 веках. Если уподобить современное искусство Казахстана кроне пышно-цветущего дерева, то традиционное казахское искусство, и в первую очередь орнамент – образ глубоких его корней. Изучение орнамента – путь к истокам». (Р. Жусупов, директор музея Современного икусства «Шежире»)

Орнаменты — один из видов древнего народного искусства. Истоки возникновения этого искусства исходят из далекой древности. Сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретя качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.

 

   Чувство прекрасного свойственно человеку: красивые вещи и храмы улучшают настроение и поднимают дух. Чтобы защитить себя от злых духов, древний человек наносил на тело узоры (тату), расшивал узорами одежду и развешивал в своём доме обереги. Так появился орнамент. В переводе с латинского «ornamentum» означает «украшение, узор».

  Орнамент был важной частью древнего прикладного искусства казахов-кочевников. Источником вдохновения для древних мастеров-казахов служила природа, её растительный и животный мир. Восхищаясь красотой природы, они придумывали такой же красочный мир вокруг себя.

   Мастера украшали посуду, одежду, оружие. Даже в движениях казахских национальных танцев можно увидеть различные узоры. Названия самых распространенных мотивов казахского орнамента одновременно являются названиями позиций народного танца

 Накопленный веками запас изобразительных впечатлений об окружающем мире казахский народ воплотил в своем богатом орнаментальном искусстве. В декоре изделий применяются геометрические, зооморфные, астральные, растительные и антропоморфные мотивы орнамента, в которых образы живой природы тесно переплетаются с отголосками древних верований и космогонических мифов.

  В орнаментальных узорах выделяются космогонические, зооморфные, растительные и геометрические мотивы. Наиболее известными являются айшық гүл (лунный цветок), шыққан күн (восход солнца), жұлдыз гүл (цветок звезды), төрт мүйіз (четыре рога), үшкіл (три угла).

 Первоосновой орнамента у казахов стал рог: қошқар мүйіз-бараньи рога, арқар мүйіз-рога архара.

 В народе известно более 230 видов орнамента.

 . В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей. Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, считается орнамент "рог" (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша — паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде, изготавливаемых методом плетения, шитья, сшивания лоскутков, плавления, резки, широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов. Самый распространенный вид - "мүйіз" — роговидный орнамент.

"Мүйіз" можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например, "қошкармүйіз" - бараньи рога; "аркармүйіз" - рога архара; "бұғымүйіз" — рога оленя; "қырықмүйіз" — сорок рогов; "қосмүйіз" — двойные рога; "сыңармүйіз" - однорогий; "сынықмүйіз" - сломанный рог; а также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных, птиц — "төртқұлақ" — крестовина; түйетабан — верблюжья ступня; "сыңарөкше" — единственная пятка; "қосалқа" — двойное ожерелье; "құсканаты" — птичьи крылья; "қазтабан" — гусиные лапки. Мастера прикладного искусства делают различные композиции из этих элементов и эффектно используют их в украшении изделий. Содержание казахских орнаментов связано с животноводством, с охотой, с отображением природы, картин кочевий, внешнего вида предметов домашнего обихода, но всех их объединяет, как уже говорилось, один элемент — "мүйіз" — рог. Каждый мастер-творец оригинального вида орнамента, называл его по-своему, в зависимости от назначения и использования в быту.

Орнаменты типа "мүйіз" иногда бывают очень мелкими, а порой — крупными. Мелкие используются в украшении ювелирных изделий, в рисунках вышивок, в изделиях из дерева и кости, а крупные — в ковроткачестве, в плетении алаша, терме-алаша; в текеметах орнамент заложен в самой основе войлока, в сырмаках — вырезается из двухцветного войлока. Крупный орнамент также используется в изделиях из чия, в изготовлении коржынов, в элементах одежды, в строительном деле.

Народные мастера, используя орнамент "мүйіз" во всевозможных вариациях, создают оригинальные и сложные композиции.

 

Для орнамента также важно соблюдение законов симметрии: обе его стороны должны быть равными. Чтобы вырезать орнамент для определенного изделия, сначала делается образец из бумаги. При создании орнамента необходимо знать, что особую красоту ему придают краски. В казахском прикладном искусстве используются традиционные цвета, которые применяются мастерами в течение многих веков: красные, синие, желтые, зеленые, белые и черные. Эти цвета имеют только им одним присущую символику. Синий - цвет неба; белый - символ истины; желтый - цвет мудрости, нравственности, печали; зеленый — молодости, весны и т.д. Соответствие цветов друг другу, их гармоничное сочетание называют колоритом. В многоцветных узорах-орнаментах часто встречается совершенный колорит. При создании орнаментов, кроме законов симметрии, необходимо также соблюдение ритма.

Повторение в орнаментах одного и того же элемента называется ритмом. Например, повторение несколько раз элемента "қошқармүйіз" - бараньего рога — это ритм. Если "қошқармүйіз" повторяется 5, 6, 7, 8 раз и так до бесконечности — это называется "шетою" — бордюрный орнамент. 

Для своего ковра я  использовала орнамент "мүйіз" , котрый относится к Зооморфным узорам.

  Зооморфные узоры отражают животный мир. Как видно, казахи-кочевники, были не только прекрасными пастухами, но и поэтами  в душе. Иначе как бы они заметили красоту изгиба линий своего быка или барана? Будучи народом практичным, все свои наблюдения они использовали в ремесле. Самыми популярными были изображения рогов. Это не только роговидные дуговые линиии (қошқар мүйіз), но и всевозможные вариации и композиции этого узора: мүйіз-рог, қос қошқар мүйіз-двойные рога, сынық мүйіз-сломанные рога. Не только рога, но и изображения других частей тела животных широко использовались народными умельцами: түйе мойын - верблюжьи шеи, кұсқанат-крылья птицы, қаз мойын-гусиные шейки.

  Этими видами орнамента украшают предметы домашнего обихода, мебель, оружие.

Казахские традиции http://asia-team.ru/kazakhstan_traditiones.htm

 

В наше время их можно увидеть на сәукеле (головной убор невесты),

Казахске платья в Алматы, Richton 005 Айгуль http://richton.kz/kazkost_2002_2/3002/?item=1#sm3002

на современных мужских (айыр қалпақ) головных уборах, бортах камзола, голенищах сапог.

 

К важным атрибутам кочевой жизни относятся всевозможные войлочные изделия, изготовленные из шерсти овец в технике цветного валяния либо мозаичным способом. Особый интерес вызывают орнаментальные композиции напольных войлочных ковров сырмаков и текеметов, для которых свойственны монументальность и пластическая выразительность линий.

В праздничные дни и при приеме гостей на почетное место казахи поверх текеметов стелили войлочные ковры – сырмаки.
Шайзады Тохтабаева, Журнал Nomad Kazakhstan. 

 

Орнаментальное строение мозаичных сырмаков, характеризующееся ареальными особенностями, имеет несколько основных подтипов: выделенный центр и обрамляющий бордюр; деление полотна на два зеркально отраженных узора; орнаментация ковра без акцентирования центра; фризообразная композиция. При богатых вариациях композиционные решения этих ковров сводятся как к статическому, так и к динамическому равновесию.

Решение центрального поля, на котором размещаются два и более модулей, весьма разнообразно. Порой оно разбивается на динамичные ромбы, реже – на устойчивые квадраты и прямоугольники с роговидными, древовидными и спиралевидными мотивами, скомбинированными в крестовидную схему. Половинные срезы последнего мотива в негативном изображении размещают между ромбами, а четвертные срезы вставляют по углам центрального поля. В результате достигается разнообразие и одновременно стилистическая цельность декоративной композиции. Бордюр мастерицы стараются решить в ином орнаментальном ключе. В случае использования основного орнаментального мотива предпочитают видоизменить его абрис.

 

 

http://www.kazakh.ru/news/articles/?a=1716

 

 

 


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками


Как сделать юрту из войлока своими руками